МУЗЕЙ
Знакомство с колледжем начинается с изучения его истории – первый урок для студентов нового приема проходит в музее. Этот музей создан к 150-летию основания учебного заведения энтузиазмом и стараниями Анны Федоровны Шибковой. Вместе со студентами она работала в архивах Никитского ботанического сада, собирала письма и дневники ученых, фотографии, документы. В 1987 году музею присвоено звание «Народный»; ежегодно его посещают 2-3 тысячи человек – абитуриенты, студенты, гости, иностранные делегации.
Экспозиция музея включена в учебный процесс, то есть, она сама помогает постигать науки. Преподаватели заказывают нужную тему и готовятся к ней прямо здесь, среди витрин, плакатов и документальных сборников. Темы бывают самые разнообразные, и разлет их может служить показателем широты мышления: «Развитие овощеводства», «Северо-Крымский канал», «Одиноки ли мы во Вселенной»…
Здесь, в музее, мы можем узнать подробную историю колледжа – по подлинным старым документам, иллюстрациям, фотографиям.
Наше учебное заведение было создано в 1828 году при Никитском ботаническом саде. Открыл его создатель сада Христиан Христианович Стевен, а первых учеников – 12 солдатских сирот из приюта общественного призрения Воронежской губернии, мальчиков 11 – 13 лет – привез в Крым унтер-офицер, чтобы их выучили на садоводов и виноградарей. По предписанию Министра внутренних дел они получали скудный паек. Но это лучше, чем вовсе голодать.
Сначала студенты занимались только практическими работами, но со временем ученые разработали образовательную программу. Подростки стали изучать закон Божий, четыре действия математики, грамматику и правильное написание видов винограда. Порядки были суровые: применялись штрафы, розги, карцер… Естественно, случались побеги из училища; беглецов возвращали, наказывали и заставляли продолжать учебу. Ученики тоже не были бессловесными, они жаловались на произвол руководства. В музее сохранился любопытный фотодокумент – свидетельство об одной из таких жалоб: будущие садоводы жалуются министру. Ведь их держали на положении поденных рабочих! Пять месяцев они выполняли земляные работы, а их ни разу не сводили в баню…
Вряд ли начальство адекватно реагировало на эти жалобы. На музейных фотографиях 1906 года запечатлена первомайская демонстрация, на которую вышли ученики Никитского училища вместе с мастерами и рабочими винподвалов Ялты и Ай-Даниля. Молодежь собралась в укромном уголке тихого Массандровского парка, но жандармы попытались их разогнать. Тогда демонстранты сели в лодки и продолжили прямо в море митинг солидарности со всеми, кто трудится и терпит лишения.
Несмотря на суровый режим, а может быть и благодаря ему, уровень подготовки был достаточно высоким. Поэтому через 20 лет после основания училища виноградарства и виноделия понадобилось второе учебное заведение, подобное этому, – Никитское училище садоводства. Еще через 20 лет они объединились. Для совершенствования знаний и навыков лучших выпускников, новому училищу были приданы высшие курсы. Под учебные и жилые корпуса отдали пять поместий, и появились новые отделения: табаководства, цитрусового и декоративного садоводства. Через несколько лет Никитское училище перевели в Ялту, в здание школы на улице Гоголя, 8 (теперь это школа-гимназия № 12). Учебное заведение получило новый статус и стало называться техникумом южных спецкультур.
В 1928 году самые способные и самые активные ученики закончили весь курс обучения за один год. Этот курс назвали «нулевым». Выпускников направили на создание первых колхозов, а после войны эти специалисты стали главными агрономами колхозов и совхозов на всем Южном берегу.
С началом Великой Отечественной войны кончилась мирная жизнь техникума. 8 октября 1941 года пришел приказ об эвакуации в Алма-Ату.
Студенты и преподаватели ушли на фронт. 16 апреля 1944 года, через два дня после освобождения Ялты, техникум возобновил свою работу. Не было ничего! Выдали только одну лошадь, и на ней студенты сами возили дрова, обрабатывали землю. «В целях обеспечения техникума, учебного корпуса и общежития топливом на зиму… каждый учащийся и сотрудник техникума обязан заготовить и вынести к дороге 0,5 кубометра дров.
При возвращении в техникум каждый, работавший на лесозаготовках, обязан доставить собственными силами вязанку мелких дров (валежника) и сдать их на склад техникума…», читаем в книге приказов по Ялтинскому техникуму южных спецкультур.
В 1956 году появилась возможность открыть отделение бухгалтерского учета, и это было для тяжкого послевоенного времени немалым достижением.
В 1964 году техникум перевели на базу Крымской опытной станции в селе Маленькое. Студенты переехали с Южного берега в степь, в недостроенный учебный корпус и общежитие. Вместо занятий по программе студенты сами завершали отделку зданий, и учебный год на новом месте начался 1 октября.
Традиции здесь прочные. Чего стоит одна только утренняя зарядка, от которой давно отказались в общеобразовательных школах, и не потому, что признали бесполезной для здоровья и успеваемости! Просто директорам и учителям, а следовательно и самим школьникам сегодня не до таких мелочей, как здоровье. Но в этом колледже делают по утрам зарядку, и никакие перемены в государстве, никакие экономические и политические потрясения не могут повлиять на это золотое правило. Традиция живет с 1944 года и вряд ли погибнет при нынешнем руководстве! Дважды в год, весной и осенью, поводится спартакиада.
Еще одна традиция существует с 1964 года. Ежегодно, в последнюю субботу мая, по специальному приглашению в колледж съезжаются выпускники. Они общаются между собою, беседуют со студентами, делятся радостями и горестями. «Бывалые» охотно дают советы – как легче сдать тот или иной экзамен, какая ждет работа, что хорошо в ней, какие могут быть затруднения, – словом, делятся тем, о чем не пишут в учебниках и не рассказывают на уроках…
В музее бывало много иностранных делегаций. Все запомнили маленькую улыбчивую американку Саманту Смит. Ее здесь угощали фруктами с учебно-опытного участка, и она в книге отзывов написала, что фрукты эти -самое вкусное, что ей доводилось пробовать в Крыму. Сюда приезжал австралийский мальчик-миротворец Эймон Берк.
Бродишь по тихим залам музея и понимаешь правоту известного утверждения классиков о том, что у народа, который не помнит своего прошлого, нет будущего. В этом колледже, как в микрогосударстве, коллектив уверен в своем будущем – и старательно оберегает память о прошлом.
Написать ответ