Thursday Mar 23
Jul
10/09
Наше родное…
Обновлено Saturday, 3 July 2010 11:03
Автор admin
Friday, 10 July 2009 09:23

Немного истории. Посёлок Гвардейское.
1954 год

В ОДНОМ СЕЛЬМАГЕ
Разговор завязался в автобусе по дороге из Симферополя в Гвардейское.
Не понимаю, — сказала девушка, очевидно, своей подруге, сидевшей рядом, — как это продавцами ставят некультурных людей. Такое важное дело! Человек пришел в магазин. Ему нужно посоветовать, порекомендовать, что лучше купить, помочь разобраться в качестве, в фасоне платья, например. А продавец говорит: «Смотрите, вам же носить. Не нравится? Ничем помочь не могу. Как хотите…» И покупатель уходит недовольный, обиженный. Ты слышала, как ответил мне продавец: «Если хотите — покупайте, не берете — зачем время у меня отнимаете?» Как будто купить платье — пустяковое дело.
Это что, милая, — вмешалась в разговор худощавая высокая женщина. — Бывает похуже. Я вот сыну подарок искала. Он у меня студент, третий курс кончает. Пришла я в магазин. Покажите, говорю, костюм сорок восьмого размера. Продавец достал костюм. Материал ничего, а сшит плохо. Я и сказала: «Разве так шьют? Это же мешок!» Продавец как разошелся! Ничего, дескать, вы не понимаете, это фасон такой, последняя мода! С такими покупателями, говорит, только горе одно!
Да,— вздохнула старушка и заметила, между прочим: — Вежливость нужна в этом деле…
Дорога шла мимо совхозных угодий, колхозных садов, полей, огородов. Кто-то заговорил об урожае, как-то незаметно беседа перешла на международные темы. Девушки, затеявшие разговор, молчали. Одна из них перелистывала книгу. У самого Гвардейского снова услышали мы знакомые голоса девушек:
А ты бы к Анне Филипповне зашла или к Александре Андреевне.
Я и думаю к Анне Филипповне зайти. Замечательный человек! С ней о чем хочешь говори, всегда совет даст, поможет. А главное — у нее вкус хороший, я верю ее вкусу.
И Александра Андреевна человек понимающий. Знаешь, Люся, мне иногда кажется, что она мои мысли угадывает. Зашла как-то после школы к Александре Андреевне. Как всегда про ребят спросила, об экзаменах. А потом сказала: «Вам духи? Возьмите вот «Магнолию»… Понимаешь, я как раз за духами зашла. И как она догадалась!
Старичок, сидевший впереди, вмешался в разговор и так же, как другие, заметил:
В нашем сельмаге замечательный коллектив. Нужно отдать справедливость: люди работают не за страх, а за совесть.
– Кое-кому из городских продавцов нужно поучиться у них культуре, — сказала девушка, попрощалась с подругой и на остановке легко соскочила со ступенек автобуса.
Учительница, — сказал старичок, — горячее у них время — экзамены!..
Далеко до сельмага? — спросили мы у старика.
Тут вот, сейчас же за мостом, — ответил он.
Не доезжая моста, автобус круто свернул и остановился.
— Вы что, из города в наш сельмаг за покупками? — улыбнулся наш попутчик и словно сам себе сказал: — Ничего удивительного, магазин у нас неплохой. А может быть, вы торговлей интересуетесь, инспектором работаете?.. Директором у нас Николай Иванович Соловей. Скромный человек, заботливый. Работяга! Татьяна Михайловна Гринь заведует секцией готового платья, Анна Филипповна Песикова— парфюмерией, галантереей, обувью, а секцией хозяйственных товаров заведует Евдокия Ивановна Андрюсенко. И продавцы у нас хорошие: Глущенко Татьяна Алексеевна, Паршина Александра Андреевна, Болдырева Мария Константиновна.
Ну, ни о ком ничего плохого не скажешь. Все они люди понимающие, что называется на своем месте трудятся. Особенно Александра Андреевна. Женщина, знаете, немолодая, мать троих детей. Сын ее механиком в МТС, старшая дочь десятый класс только окончила, младшая — в седьмой перешла. Одна с детьми, трудно ей. А какая она спокойная, ласковая, как с покупателями разговаривает!..
Мы уже не сомневались, что наш попутчик — работник сельмага, и его чрезмерные, как показалось, похвалы в адрес директора и продавцов произвели сначала небла¬гоприятное впечатление. Но мы слушали своего спутника и не перебивали его.
— Вы никогда не задумывались над вопросом о продавцах и покупателях? — продолжал он. — А я, знаете, думал об этом. Любопытный вопрос. Вы не представляете себе, что в мое время было. А сравнить нужно бы. Интересно. Я сказал бы: даже полезно. Ни кулака-лавочника нет теперь, ни приказчика, что служит у него. Не на обмане, говорю, строятся взаимоотношения продавца и покупателя. То-то! А покупатели теперь какие! Вот у нас, например, в Гвардейском две школы, МТС, колхоз имени Энгельса, больница, кирпично-черепичный завод, Дом культуры. Покупатели нашего сельмага — колхозники, механики, трактористы, комбайнеры, рабочие, врачи, агрономы, служащие. И у каждого, знаете, свои запросы, требования, к каждому особый подход нужен. Продавец у нас должен быть культурным, воспитанным. У меня вот в Севастополе знакомый есть, Федор Борисович, в магазине на Большой Морской работает. Поговорите с ним, и вы поймете, что в торговом деле нужны талант и вдохновение. Да, да, вы не улыбайтесь, дорогие товарищи. Только о магазине и думает он. Вечно какие-то предложения у него, рационализацию вносит. А по-моему, какая тут рационализация? Есть товар — продал, нет — не продал. Я ему так и сказал. Он меня целый день отчитывал после этого.
Оказывается, можно как-то особенно товар расположить на полках, оформить витрины. Бывало идешь с Федором Борисовичем по улице, у каждой витрины остановится. Смотрит, покачивает головой, значит, недоволен. И настроение у него делается плохим. «Разве так оформляют витрину? — спрашивает он меня и кричит, будто это я оформлял ее. — Это же безвкусица, бездарность! Руки перебить за такое оформление нужно!» А понравится — не отойдет от витрины или специально идет, чтобы любоваться. Дома за ужином говорит: «Ты видел? Каково? Художник оформлял, специалист, мастер!»…
Мы подходили к сельмагу. Невысокое, вытянувшееся вдоль улицы помещение занимало почти полквартала. Мы были уверены, что старичок пригласит нас в свой магазин. Но он остановился у дверей.
А вы давно здесь? — спросил я у него.
В Гвардейском? Пятый год.
Кем вы работаете?
Бухгалтером. Старичок протянул руку.
Спасибо за компанию, отвел душу.

Простите,— спросили мы напоследок,— к сельмагу вы имеете отношение?-
К сельмагу? А как же! Самое прямое, как пайщик, как постоянный его покупатель… До свидания, желаю вам успехов!
И старичок засеменил по улице, удаляясь от магазина.

(продолжение следует) далее

Б. ЕВГЕНЬЕВ

\”Наше родное дело\” Крымиздат 1954г.



Написать ответ

Вы должны войти в систему чтобы оставить комментарий.