Крымская опытная станция садоводства.
1996 год
Хотите колонно – видную яблоню?
Реформирование сельского хозяйства крепко задело и отраслевую науку. В последние годы резко пошатнулась экономика Крымской опытной станции садоводства. Солидный потенциал сельскохозяйственной науки в Крыму предоставлен нынче сам себе. Большой коллектив ученых поредел. Остались самые стойкие, преданные научной идее. Всеми силами удерживают они кренящийся корабль науки в штурмующем море перемен. О трудном положении научной базы опытного хозяйства КОСС наша газета писала не раз и, в частности, 31 мая минувшего года в публикации «Держатся на ниточке».
О том, как сегодня здесь обстоят дела, мы, побывав в коллективе, попросили рассказать самих ученых.
Р. Д. БАБИНА,
заместитель директора по научной работе, кандидат сельскохозяйственных наук:
— Садоводство — одна из ведущих и наиболее рентабельных отраслей хозяйства в Крыму. Самой природой здесь созданы условия для выращивания садов и виноградников на нашем благословенном полуострове. А в последние несколько лет в связи с материальными трудностями и наша отрасль стала убыточной.
От любой науки, если не создать ей соответствующий технологический фон, не будет отдачи. Не имея нужных средств, мы многого не делаем. Из-за отсутствия средств в два-три раза меньше опрыскивали растения, недостаточно обработали почву.
Финансовая помощь от Академии аграрных наук Украины, в ведении которой мы находимся, поступила недостаточная, а главное,— несвоевременно. В работе по уходу за растениями были упущены сроки. Отразились и засушливая погода, и материальные трудности предыдущих лет. В результате деревья неполноценные по развитию, угнетенные.
Сегодня, чтобы обеспечить необходимый комплекс химических средств защиты в саду, необходимо 250 тысяч долларов. Кроме того, нужны затраты на обработку почвы и полив.
В минувшем году было выделено средств на финансирование науки всего лишь 50 процентов. В результате почти наполовину сократилась и численность штатных сотрудников. Более трети ученых, много лет и сил отдавших науке и работавших за небольшую оплату, теперь вообще трудятся на полставки. И эта зарплата по нескольку месяцев не выплачивалась. В летнее время — самое плодотворное для работы — вынуждены были идти в неоплачиваемые отпуска. Многие до сих пор не имеют квартир. Тех, кто остался работать в таких условиях, можно назвать фанатами. Они верны своему делу. Уйти не могут: здесь их вся жизнь, вывели сорта, которые надо довести до районирования. А ведь над выведением сорта трудятся около 30 лет.
Вернемся, однако, к саду. В последнее время в хозяйствах района ухудшается состояние садов. Причин несколько. Главная: почвоутомление — когда культура высаживается по культуре. А это — уже запрограммированное снижение урожайности. Садообороты так же важны, как и севообороты в полеводстве.
И еще. Сегодня весь цивилизованный мир закладывает сады без¬вирусным посадочным материалом, а наши же хозяйства — все еще рядовым. Не обращаются к нам за материалом, считают, что сами могут производить саженцы. Это объясняется их финансовыми трудностями.
Исследованиями наших ученых доказано, что вредоносность вирусных и мелкоплазменной инфекций отрицательно сказывается как на урожайности, так и на общем физиологическом состоянии деревьев. По данным питомниководства, урожайность снижается на 28 — 30 процентов, рост деревьев ослаблен на 10 — 15, а качество плодов и их лежкоспособность — на 10 процентов.
При посадке сада надо также учитывать возможности полива. Если нет возможности проводить гарантированные поливы, то надо выбирать соответствующий подвой, на котором будет заложен сад. В Крыму в последнее время используют подвои М-9. Эта основа очень ценная для высокоурожайных садов. В то же время «девятка», как ее называем, требует гарантированных поливов и высокого агротехнического фона. В хозяйствах же не всегда есть такая возможность.
Немалую роль играет выбор сортимента (сорта) культур. Биологические параметры его должны соответствовать природным и почвенным условиям местности, куда он высаживается. Сорт дает самую большую, не требующую особых затрат прибавку урожая. Есть сорта, которые не поражаются болезнями, районированные сорта. Чтобы получать большую отдачу от сада, можно сократить количество видов, остановить выбор на нескольких, наиболее урожайных, сортах.
К примеру, груша «Таврическая». Известный районированный сорт. Средняя урожайность за последние 10 лет — 480 ц/га, а максимальная — 800. Получены в 1995 году два новых сорта селекции груши — позднезимние «Изюминка Крыма» и «Изумрудная». Большой интерес представляют наши перспективные сорта «Якимовская», «Старокрымская», «Мария». Они скороплодные,высокоурожайные, устойчивы к болезням, имеют высокие товарные качества плодов, продолжительный период хранения. Мы располагаем набором сортамента, который, как конвейер, позволяет в течение всего года иметь свежие сорта груши. Для Крыма как курортной зоны это представляет интерес.
В условиях материальных, а значит, и бытовых трудностей сталкиваемся с рядом профессиональных проблем. Два-три года затрачивается на выращивание саженцев, а реализовать их невозможно. Из-за отсутствия финансов хозяйства их не покупают, садоводство для них стало убыточным. Даже те хозяйства, которые заключили с нами договоры, не гарантируют оплату. Посадочный материал выращен, но остается невостребованным. И мы — в накладе. А для развития науки нужны средства. Финансирование из бюджета нынче незначительное.
Заключены нами два контракта с Госкомсадом Украины — под определенные программы, их мы должны выполнить и получить деньги. Однако в условиях постоянной дороговизны и инфляции эти деньги (когда будут получены?) обесцениваются. А для выполнения программ средства нужны своевременно.
Крымская опытная станция садоводства – старейшее научное учреждение. Имеет большие наработки,
есть огромный гибридный фонд. Если государство поможет выжить, наука будет развиваться. В противном случае создаваемое годами может погибнуть. А ценнейший генофонд затем не восстановим.
Речь идет о национальном достоянии государства.
Л. Б. ТАНКЕВИЧ,
заведующий отделением агротехники, кандидат сельскохозяйственных наук:
— Мы в свое время осуществляли авторский надзор за садоводством Крыма. Тогда был подъем отрасли, ныне — падение. Садоводство стало в тягость многим хозяйствам. Нет воды, нет ГСМ. Не обрабатывается почва.
В последние годы занимались в основном интенсивными культу¬рами. А для этого нужны большие затраты. Нынче же отдача садов — сведена к минимуму. Будет сложно восстановить многолетние культурные насаждения. И особенно шпалерно-карликовый сад. Этот вид интенсивного садоводства рассчитан на 15 — 18 лет и нуждается в постоянном уходе. А сад не получает и минимума положенного. Такие насаждения в первую очередь обречены на вымирание.
На низком фоне агротехники смазываются все положительные факторы урожайности, и результаты получаются в «искаженном виде».
П. А. ОГИРЕНКО, старший научный сотрудник лаборатории защиты растений:
— Как бы ни старались агротехники, а без средств защиты растений не спасем положение.
С развалом единого государства возникли проблемы с защитными средствами. Они были в сопредельных республиках. Крым остался без своих средств защиты. Предлагаемые нам импортные препараты, кроме того, что слишком дорогостоящие, оказывают неэффективное действие. В Крыму обитают свыше 200 вредных организмов. Раньше велась целенаправленная работа: обследовались сады, применялись нужные химикаты. В условиях Крыма проводилось до 10 обработок растений. Нынче же хозяйства не имеют возможности это делать: нет нужных химикатов, а главное нет денег.
Наша опытная станция имеет новые разработки по защите растений от вредителей и болезней. Например, препарат «инсегар» и другие. Они сравнительно недороги и эффективны.
Можем рекомендовать также систему разработок, которые позволят при низких финансовых затратах получить продукцию экологически чистую и высокого качества. Готовы заключать договоры на взаимно-выгодных условиях.
А. А. ЛЯПИХОВА, заведующая лабораторией селекции и сортоизучения яблони, кандидат сельскохозяйственных наук:
В сортаменте районированных сортов Крыма — большая часть выведенных нашей станцией. Несмотря на труднейшие условия районировано два сорта яблони и получены авторские свидетельства: летний «Алые паруса» и зимний «Киммерия». Работаем над созданием новых сортов на генетической основе. Включаем гибридизацию сорта, обладающего главными генами иммунитета к болезни. Эти сорта, называемые имунными, позволяют исключить или сократить на 50 — 70 процентов применение ядохимикатов в садах.
Выводим новый сорт яблони с колонновидным габитусом крон. Такие сорта позволяют внедрить принципиально новую технологию возделывания сада. Колонновидная яблоня не требует дорогостоящей опоры, позволяет сократить площади садов, в 2 — 3 раза дает больший урожай.
В. В. ТАНКЕВИЧ,
старший научный сотрудник отдела питомниководства, кандидат селькохозяйственных наук:
На основании данных науки в последние пять лет отделом получен и рекомендован к районированию подвои селекции К-2. Проведена большая работа по выведению хлорозоустойчивых клоновых подвоев для груши. Сорта устойчивы к болезням.
В настоящее время отдел занимается подбором клоновых подвоев для косточковых
культур. Выведен высокоэффективный подвой для сливы «Кубань-86».
Располагаем базой по выращиванию безвирусного посадочного материала. Имеем маточно-семенные, маточно-черенковые сады и маточники безвирусных клоновых подвоев.
Можем заключать контракты с хозяйствами на все виды посадочного материала.
Т. Г. КОПЫЛОВА, старший научный сотрудник лаборатории ягодных культур:
В настоящее время в лаборатории обработаны технологии производства ягод практически круглый год. Это вертикальная культура земляники в зимних стационарных теплицах и обогреваемых пленочных. Продукцию получаем в зимне-весенний период. В пленочных укрытиях — в апреле-начале мая и в открытом грунте — с конца мая и весь летний период.
Обработана ресурсосберегающая техно¬логия получения земляники на модулях, которые разработаны лабораторией совместно с заводом капельного орошения.
Исследованиями лаборатории обоснована и практически доказана возможность получения 100-процентного урожая земляники в Крыму не за 18, а за 9 месяцев. Ученые решают — в теоретическом и практическом плане — вопросы производства посадочного материала. За ним к нам могут обращаться все, кто занимается разведением земляники.
Как видим, ученые с увлечением говорят о своей работе, об открытиях, которые необходимы в сельском хозяйстве. И вместе с тем — о своих болях за науку, которая оказалась у государства в роли падчерицы и может погибнуть. Даже в этих трудных условиях ученые выводят новые сорта растений, выращивают саженцы плодовых и ягодных культур для хозяйств Крыма и южных областей Украины. И… остаются незащищенными.
— Крымская опытная станция садоводства, как научное учреждение, выведенные ею сорта, известна и за границей. Многие зарубежные фирмы готовы закупить ее разработки. Значит, ценятся они на мировом уровне. А не могут их продать — нет закона, положения. Не разработаны правовые нормативы. А значит, не могут самоокупаться. И государство не финансирует. А ведь во всем мире наука так ценится…
Записала Г. СОЛЯННИКОВА. корр. «Сельского труженика».
\”Сельский труженик\” №11 (7863) 1996год
Написать ответ