/немного истории – ветераны, Крымсадстанция/
– …Стоит, кажется, только закрыть глаза — и в памяти в малейших подробностях, будто это было совсем недавно, а не сорок с лишним лет назад, всплывает жаркий июньский воскресный денек.
С утра с друзьями мы отправились в Москву, в парк им. Горького — отдохнуть, повеселиться. Ничто не предвещало беды, — вспоминает Владимир Михайлович Павловцев.- Возвращались домой в Электросталь поздно вечером. Городок наш был в Подмосковье. Ничего не могли понять — на вокзале тихо, безлюдно. Остановили какого-то прохожего, стали его расспрашивать: что случилось? Он посмотрел на нас удивленно и отстраненно: «Вы что, ребята? Война…»
Утром следующего дня Павловцев был уже в военкомате, Когда шел, боялся только одного: не помешают ли отправке на фронт недостающие до совершеннолетия месяцы?
Комсомолец? — спросили его,
Конечно, Без пяти минут электромонтер, заканчиваю ремесленное училище.
— После войны закончишь. А сейчас придется переучиваться — будешь овладевать огневой подготовкой.
Так Владимир Павловцев стал солдатом. В свои семнадцать лет он казался уже мужчиной — был высок, широк в плечах.
— Я попал в 201-ю парашютно – десантную бригаду. Первое боевое крещение получил под Воронежем. Там же был и первый раз ранен — правда, легко. … Потом воевал на Орловско – Курской дуге. Из истории нынешняя молодежь знает, какие там суровые шли бои. Ну, а мои сверстники только при упоминании фронтов на этом направлении прикладывают руку к левой стороне груди.
Там, под Орлом, в селе с поэтическим названием Майские Зорьки он был ранен еще раз — да так, что долго пришлось лечиться в госпитале.
— Но я остался жив, понимаете, жив… тогда как многие, мои боевые товарищи погибли. Пожалуй, при всей жестокости войны и даже будничном привыкании к ее ужасам труднее всего смириться с мыслью, что гибнут люди — и знакомые, и совсем не знакомые, твои сверстники, и те, кто по тем временам годился мне – в отцы. Как забыть, например, Пашку Кувшинова? Столько было с ним пережито,, Однажды (я тогда был командиром разведгруппы) ходили мы ночью на задание. До рассвета стали возвращаться, Заплутали немного. Вышли к окопам, землянкам. Ну, думаем, наконец-то, наши! Потихоньку, чтоб никого не будить, зашли в землянку и буквально свалились от усталости — а в землянке темно, все спят, только похрапывает кто-то. Вдруг Пашка, когда я совсем было уже задремал, в бок меня толкает. Только я хотел ему пару крепких слов сказать — чувствую, что передается мне его волнение. Не поверите, мурашки по спине забегали за порогом тихо, но внятно звучала немецкая речь. Сразу дошло до меня, где мы… . Дыхание затаил, сон слетел, словно и не было. А Пашка — рядом. Выждали мы, пока все стихло, и дали заднего ходу. Потом, когда к своим добрались, смеялись сквозь слезы.
— Кувшинов погиб?
— Да, позже. От шальной пули снайпера, которая могла и до меня долететь. Да вот в Пашку попала. Вышли мы с ним на полянку, огляделись. Хороший был день — теплый, тихий. Пашка сел на бруствер, собирался курить. Только спичкой чиркнул…
В семье Павловцевых война не обошла никого. Брат его воевал на Северном флоте. Дожил до Победы. Как хотелось ему вместе с Владимиром, отцом и мамой отпраздновать этот майский день. Но на отца пришла «похоронка», мама погибла при артобстреле завода, где работала…
— Так и не свиделись после войны, — рассказывает Владимир Михайлович, — не суждено было. А я после 45 года продолжал служить. Когда вышел в отставку, занялся прежним, мирным делом. Закончил курсы механиков по холодильным установкам, перебрался в Крым, Крымсадстанция.
Жена моя, Валентина Михайловна, «крутит» детям кино, она — лаборант. Дочь Таня — инженер,
Давно отгремели поенные залпы. Сейчас они тревожат ветеранов разве только что в снах — беспокойных, навязчивых.
— Я был и остаюсь в душе комсомольцем 40 годов. Нашему поколению выпала тяжелая, но почетная обязанность: уберечь Родину, сохранить ее. Задача молодого поколения, наших детей и внуков — не допустить нового, еще более разрушительного огня атомной войны. Не сомневаюсь в том, какая у нас крепкая и надежная защита, — уверенно говорит В. М. Павловцев.
Е. ПАВЛОВА
“Садовод” №7 (587) 1986 год
/span
Написать ответ