Tuesday Mar 21
Feb
05/11
История наших сел: Мирное
Обновлено Saturday, 5 February 2011 12:57
Автор Vladimir
Saturday, 5 February 2011 12:38

Кольчугино, Мазанка, Дубки — знакомые каж­дому из нас названия. Оказывается, за такими привычными именами, скрыты удивительные и невероятные истории. И на этот раз мы расска­жем вам о селе Мирном. На своем веку Мирное повидало немало. Здесь нашлось место и первым заводам и плодовым питомникам помещика Пастака, трудовой колонии, знаменитому совхозу и бройлерной фабрике, которая производила самый вкусный в Союзе куриный паштет. Тут побывал писатель Максим Горький, и генсек Ни­кита Хрущев посетил Мирное прямо перед своей отставкой. А еще на этой земле развернулась одна из самых драматичных сцен нашей исто­рии — во времена Великой Отечественной Войны на территории совхоза «Красный» действовал фа­шистский лагерь смерти.

Первым названием села было Сайралы-Кият. Документальные упоминания о селе Сайралы-Кият встречается в Камеральном Описании Крыма еще в 1784 году, в последний период Крымского ханства. После присоединения Крыма к России 8 февраля 1784 года, деревня была припи­сана к Симферопольскому уезду Таврической области. В начале XX века жизнь в Мирном была чудо как хороша: заправлял тут делами помещик А. И. Пастак. Пастак владел земельными угодьями в 1200 десятин, на ко­торых уютно расположились плодовый питомник, семенное хозяйство и завод табачного экстракта. Помещика в народе очень любили, ведь почти все окрестное население работало на него. Слыл он человеком порядочным, зарплату платил исправно. Хозяйство при нем развилось настолько, что Пастак успешно торговал своей продук­цией и с заграницей..

После Октябрьской революции и Гражданской войны в 1921 году угодья Пастака и его усадьба были национализированы. Из них решено было сделать советское хозяйство № 1. Помещик еще на­деялся, что вскоре земли ему вернут, но потом понял тщетность ожиданий и в 1922 году эмигри­ровал во Францию. На месте его усадьбы было построено здание районного Дома культуры.

В 1925 году советское хозяйство № 1 переименовали в совхоз «Красный». В это же время здесь было решено устроить птице­водческое хозяйство, причем 70 голов кур-несушек завезли из Соединенных Штатов Америки. Уже через два года совхоз стал одним из крупных предприятий страны, здесь работали более 1,5 тыс. работников, производивших в год на 8 млн. рублей высокока­чественной сельскохозяйственной продукции. Площадь совхоза составляла 2,8 тыс. га.

О Мирном опять узнали загра­ницей: на Парижской выставке в Нью-Йорке была с успехом представлена продукция его предприятий, а в 1940 г. совхоз был награжден орденом Трудового Красного Знамени. К 1941 году здесь было произведено 15 млн. штук яиц и 100 т мяса птицы.

Помимо совхоза, в селе успешно работала и трудовая колония. Что же это за учреждение? После революции и Гражданской вой­ны по всему Союзу появилось огромное количество беспризорников. Как магнитом, их манил Крым. Наш полуостров казался полуголодным подросткам раем — тут было тепло, море, фрукты. Сюда они добирались кто пешком, кто поездом. С нахлынувшей ребятней надо было что-то делать и тогда по решению советского правительства были созданы трудовые колонии для беспри­зорников. Одна из таких коло­ний существовала и в совхозе «Красный». Находились здесь исключительно девочки, кото­рые учились в школе и жили в специально построенном общежитии. После уроков они помогали птичницам, собирали и сортировали куриные яйца. У девушек из колонии был даже свой танцевальный ансамбль и оркестр.

А потом началась война. Практически все работники совхоза ушли на фронт. В том числе и его директор Николай Белов, геройски погибший в Аджимушкайских каменоломнях. На месте гибели директора совхоза установлена памятная стела, а в самом Мирном главная улица названа в честь Николая Белова, мемориальная доска есть и на здании сельского совета.

Оккупация принесла с собой и самые драматичные события за всю историю этих земель. Во время войны фашисты пре­вратили территорию совхоза «Красный» в лагерь смерти. Почти никто не выходил оттуда живым. За 2,5 года в лагере были замучены, расстреляны, погибли от голода и болезней более 10 тысяч людей.

Узники работали с 5 утра и до поздней ночи. Их впрягали в телеги вместо лошадей, телеги были доверху нагружены камнями, которые надо было тащить на гору по дороге протяженностью в километр. Тех, кто не мог та­щить — жестоко били до потери сознания специальными плетьми из бычьих жил и проволоки. Есть давали пустую похлебку из крапивы и чай с мятой. В бло­ках людей держали так плотно, что во время сна у них не было возможности даже повернуться. Узники были раздеты, разуты, в лагере процветали болезни — тиф, вши, дизентерия. Один из бывших узников вспоминал, что за попытку к бегству его при­вязали к столбу в центре лагеря и несколько часов, под палящем солнцем, избивали ремнями с медными бляшками. Когда терял сознание, его обливали холодной водой, чтобы привести в чувство, а потом продолжа­ли пытки. Ему сломали ногу, руку и ребра, а на следующее утро опять заставили работать и таскать камни.

Строго карали и за малейшую провинность. Когда узников заставляли собирать сливы, то наказание за одну лишь под­нятую и съеденную сливу было 25 плетей. Работать выгоняли и в снег, и в дождь. Когда нечего было делать — людей просто отправляли на вспаханное поле собирать камни и класть их на дорогу. Убивали в лагере путем многочисленных расстрелов, травления газом, сжигания на кострах, людей сбрасывали живыми в колодцы. Впервые здесь были опробованы так называемые автомобили-душегубки. Машины плотно набивались людьми, потом их заводили и открывали специальный вентиль с газом.

Когда фашистские войска отступали, то сожгли всю до­кументацию лагеря, а узников расстреляли и сбросили в девять колодцев, которые находились поблизости.

Долгие года о существовании лагеря никто не вспоминал. Лишь в 70-е годы при строительстве трассы на Дубки наткнулись на многочисленные останки . Среди останков были найдены и именные ложки, на которых было написано совхоз «Красное». Тогда поисковой группой начались раскопки. Останки были перезахоронены, а на месте лагеря смерти установлен памятный обелиск. Сейчас обелиска уже нет, но жители Мирного очень надеются на то, что он появится на этом месте вновь.

По словам руководителя Симфе­ропольского районного отделения бывших жертв фашистского режима Марины Петровны Кобус, на сегодняшний день в живых осталось лишь 280-300 узников. В 2002 году на Всеукраинской конференции бывших жертв нацизма в Киеве среди 4 лагерей смерти, находившихся в годы войны на территории Украины, лагерь смерти в совхозе «Крас­ный» был официально признан германской стороной. Бывшие узники лагеря получили статус жертв нацизма.

После войны совхоз лежал в руинах. Но мало-помалу, надо было восстанавливать произ­водство и жить дальше. Сначала прямо в степи были поставлены крошечные домики для птиц открытого выгула. В 1958 году совхоз «Красный» был утвержден племенным хозяйством не только по разведению птицы, но и круп­ного рогатого скота.

В 1960 году совхоз по эконо­мическим показателям занял 1 место среди совхозов Украины. В 1961 Центральным Комите­том КПСС принято решение о строительстве здесь первой в СССР бройлерной фабрики. В 1964 году фабрика была от­крыта, а уже через четыре года в совхозе прошел Всемирный конгресс птицеводов.

К фабрике пристроили цех по изготовлению консервов, где и делался изумительный натуральный паштет, который стоил  всего 53 копейки. В 1977г. совхоз  «Красный» был переименован в совхоз имени Ф. Э. Дзержинского, а потом уже и в Мирное.

Все странички такой неза­бываемой истории, все горести и радости этих земель заботливо сохраняются в народном музее села Мирное, его директором Мариной Кобус . Музей Мирного располагает­ся по улице Белова, 3 рядом с сельским советом в здании, напоминающем диораму. Именно диорама села, таким, каким одно было в своем расцвете, встречает нас в первом зале музея. Всего здесь находится более 1,6 тысяч экспонатов, которые размещены в тематических разделах: Крым в период Великой Октябрьской революции 1917 года, развитие совхоза «Красный», комната боевой славы в период ВОВ и восстановление и развитие совхоза в послевоенный пери­од. Экспонатов было больше, но прошлым летом из музея были похищены семь картин на революционную тематику, теперь на их месте пустые рамы. Не хватает в музее и отопления, особенно сейчас, зимой.

Но это все мелкие неприят­ности, здешний народ на своем веку повидал всякое. И сейчас жители Мирного с оптимизмом и надеждой смотрят в будущее. Ведь не зря же это село называется Мирным. Хочется, чтобы все у них было хорошо и спокойно, одним словом, мирно.

Елена Андрющенко


“Сельский труженик” №7, 2 февраля 2911 год



Написать ответ

Вы должны войти в систему чтобы оставить комментарий.