Первые СОЗы стали организовывать на базе совместного владения садом. Дело в том, что пашня была поделена, а сад делить не стали и обрабатывали его сообща. Так, в 1921-22 году организовались артель “Сила” в Эски-Сарае, по обработке сада в 20 га, и в Джалмане по обработке сада в 18 га.
Труд в этих созах учитывали по выходам, а урожай делили пропорционально количеству выходов за весь сезон обработки сада, ухода за деревьями и сбора урожая. Работали с большим под”емом, спрягались тягловой силой, сады опрыскивали ручной помпой, которую обслуживало 7 человек.
Спрягались и при запашке своих наделов, передавали затем плуги и ралки трехлемешные тем, кто еще не имел своего инвентаря.
/Из воспоминаний Поддубного Ивана Николаевича/. Трудный был первый год, засушливый, неурожайный. Но последствия сказались весной 1922 года, когда начался голод.
Сводка о голодающих сообщает, что в Подгородне-Петровском районе /так называлась территория Подгородне-Петровской волости, входящей в состав Симферопольского уезда/ с I по 15 апреля 1922 года голодающих детей до 16 лет 9502, взрослых 8779; умерло взрослых 982. Организовано: 23 столовых, в них питается 1400 детей; 4 питательных пункта, в которых питается 400 детей.
Д0ПА. ф. 6; оп. I; д. 45; л. 100/.
Постепенно ликвидируются последствия голода. В селе крепнет организованный торговый кооператив, которым руководит Бондарь Иосиф Максимович. Потребительская кооперация оказывает посильную помощь семенами, продуктами, голодающим и распределяет другие товары.
В 1924 году партячейка при областной Совпартшколе осуществляла шефство над селами Салгирской долины.
В отчете о работе ячейки за октябрь-декабрь месяцы 1924 года приводятся следующие показательные данные: всего пахатной земли 127/,5 десятины; садов – 110 десятин; огородов – 176 десятин; табака – 80,7 десятины; рабочих лошадей -487; коров – 821; свиней – 240; волов – 105; овец – 1308. Населения: русских – 1892 человека; татар – 273 человека; греков – 767 человек; немцев – 36 человк. По социальному составу: рабочих – 5%; служащих – 2%; крестьян-бедняков – 60%; середняков – 30%; кулаков – 3%.
Партячейка совпартшколы проводила большую общественно-политическую работу:
“В дер. Далман организована комсомольская ячейка. За три месяца в Джалманской партячейке принято 6 крестьян-бедняков. 80% населения
кооперировано”.
/КОПА, ф, 7; оп. I; д. 9; л. 280-281-282/.
Последний показатель, видимо, характеризует степень организованности в потребительский кооператив.
Круг вопросов, которыми занимается сельская партячейка, расширяется: заседание бюро ячейки РКП/б/ Джалман, состоявшегося 23 декабря 1924 года
Слушали: прикрепление Постановили:
к артелям, красным уголкам и ячейкам РЛКСМ
0 проведении недели МОПРа следует перечень сел Салгирской долины и фамилии коммунистов, которым поручено работать в селах Провести 27/ХП-24 г. общее
собрание крестьян с повесткой: I. 0 ШПРе; 2. 0 жертвене; 3. Дрязья детей; 4. Ликбез; 5. Бюро справок.
/ДОНА, ф, 7; оп; 1;Д. 9; л. 61/.
Таким образом, помимо множества хозяйственных вопросов партячейка уделяет много внимания широким интернациональным связям, обсуждает вопросы организации работы с детьми, работе по ликвидации неграмотности, организует знакомство населения с правовыми отношениями, особенно консультациями для батраков, работающих у кулаков и непманов.
В 1927 году в дер. джалман 10-12 семей об”единяются в производственную артель “1-е Мая”, в которой было 5 га поливной, свыше 50 га пашни, I пара лошадей, 50 овцематок, одна молотилка и один трактор “Фордзон”. Председателем артели крестьяне избрали хорошего организатора и хозяйственного крестьянина Петрова Михаила Ивановича. Уже через год в артели было 4 трактора, на которых работали Ермоленко Леонид,Медведев Иван, Петров Григорий, Прищепа Иван. Артель оказывала большую помощь беднякам, особенно безлошадным, вспахивая их земельные участки.
/Из воспоминаний Прищепы Ивана Андреевича и Шонова Семена Кузьмича/.
Опыт артели “I-” Мая” послужил хорошим примером для бед-няцко-середняцких хозяйств, которые потянулись в колхозы. В деле “Материалы о колхозном строительстве” ШПА содержится следующее сообщение: “В .Джалман-Кильбурунском кустовом обвинении имелось в сентябре 1928 года 7 колхозов и один счетный работник, агронома – нет. Слабое вовлечение /в/ члены колхоза в результате низкой организации труда привело к тому, что в Джалмане-Кильбуруне большой процент наемной рабочей силы”.
/ДОПА. ф. 7; оп. I; д. 138; л. 25, 26/.
Кулацкие элементы – церковники чинили препятствия в проведении коллективизации. Ввступая на 5 конференции групп бедноты тов. Майстер рассказал, что в Джалмане поп покушался на председателя сельского Совета, он хотел подрезать его бритвой. Общественного мнения против попа не было создано, и его выпустили.
/КОПа. ф. 7; оп. I; д. 153; л. 29-30/.
В 1929 году все мелкие артели были об”единены в колхоз “Гигант”, который включил всех колхозников сел Салгирской долины. Правление колхоза было размещено в имении помещика в Джалмане /ныне помещение областной станции юннатов/. При правлении были агрономы, землеустроители, даже представители милиции и прокуратуры.
Артель возглавил тов. Петляк.
В помещении,ранее принадлежавшем церкви, разместилась общественная столовая, где все члены колхоза и члены их семей питались по чекам /талонам/. Была попытка даже одевать колхозников за счет общественных фондов, но, к сожалению, сельпо не могло отоварить талоны на одежду и обувь.
/Из воспоминаний заместителя председателя артели “Гигант” Сивакова Дмитрия Андреевича/.
Артель “Гигант” просуществовала один хозяйственный год, а затем в 1930 году была разукрупнена. В селе было создано два колхоза “Памятник Ленину” с центром в Кильбуруне и “Чол-пан” с центром в Эски-Сарэе.
Росли и развивались хозяйства. Уже в 1930 году на совещаний актива бедняцко-батрацких групп “за успешную посадку табака с/х артель “Чолпан” – за лучшую показательнуд организацию труда, поднятие производительности труда, за минимум трудодней на один га посадки /28/, выделить премию для бригады ударников 75 рублей и один пропашник – 30 рублей. Председателю колхоза персональную премию 25 рублей.
С/х артель “Памятник Ленину” – за лучшие показатели ударной работы – ударникам 50 рублей”.
/КОПА. ф. 7; оп. I; д. 188; л. 47/.
Председателем колхоза “Чолпан” был утвечжден прибывший из Донбасса двадцатипятитысячник Детнов В.М., член ВКП/б/, /26-летний/ молодой рабочий; председателем колхоза “Памятник Ленину” местный житель кандидат в члены ВКП/б/ 23-летний Сиваков Федор Андреевич.
/КОПА. ф. 7; оп. I; д. 226; л. 4-5/.
Разделилась и партийная организация. При каждом колхозе стала создаваться партячейка. Например, при колхозе “Памятник Ленину” по состоянию на I.П.1932 г. в документах архива значится партячейка, секретарем которой был Карпов.
/КОПА. ф. 7; оп. I; д. 226; л. 19/.
При сельсовета оставалась партячейка, которая осуществляла руководство следующими сельсоветами: Д*алманский, Мамут-Султанский, Вейратский, Кисек-Аратунекий и Эски-Ординский.
/КОПА. ф. 7, оп. I; д. 226; л. 32/.
Все колхозы Салгирской долины обслуживала Сарабузская МТС. ;
Процент коллективизации в 1932 году был, видимо, более высокий по сравнению с другими, о чем можно судить по косвенным данным.
Например, Мазанскому сельсовету план хлебосдачи по единоличному сектору составляет 730 цн, а по Дясалма некому с/с только 91 цн. .
Однако по данным на I января 1933 года фактически дело обстояло следующим образом по Джалманекому сельсовету: колхозных хозяйств было 123, а единоличных – 101; посевов в колхозах было 379,8 га, а у единоличных хозяйств – 140,5 га. Кулацкое хозяйство было только одно.
/КОПА. ф. 7; оп. I; д. 255; л. 26-7-9/.
Таким образом, 40% крестьянских хозяйст* еще продолжали оставаться единоличными и они держали 27% посевов. Экономика организованных колхозов быстро поднимается, растет материальное положение колхозников, которые получают все больше на трудодень. Увеличивается тракторный и комбайновый парк, обслуживающий колхозы, и все меньше становится колеблющихся: единоличники пошли в колхозы.
Атмосферу тех хозяйственных будней хорошо и полно характеризует докладчик на 3-й райпартконференции 7-8 января 1934 года:
“В этом году уже не редкость, когда на трудодень в колхозе приходится от 7 до 12 кг хлеба и деньгами от 2 до 10 рублей”. Из 229 колхозов – 46$ получили по 5-10 кг хлеба на трудодень, 18,5% колхозов выдали на трудодень свыше 15 кг хлеба. В районе было свыше 200 комбайнов, но только половина хлеба убрана комбайнами. Тракторы испильзовались на 50%^ Докладчик критиковал те хозяйства, где уборка проведена оыла за II дней вместо о /!/.
Коллективизация шла следующими темпами:
В 1930 году – 40,51
В 1931 году – 83%
В 1932 году – 82,3%
В 1933 году – 85,5%.
Говоря о роди молодежи, докладчик указал, что есть немало комсомольцев, которые получили по 300-500 пудов хлеба на выработанные трудодни.
/КОПА, ф, 7; оп. I; д. 259, л. 8; II; 14; 15; 32/.
31 мая 1933 года решением бюро РК ВКП/б/ в с Джалманв бывшем помещичьем доме была организована РКШ по подготовке бригад руководителей и др. специалистов. /КОПА. ф. 7; оп. I, д. 250; л. 169/. В августе 1933 года в колхозе “Чолпан” партийно-комсомольская группа стала партийной ячейкой и секретарем партячейки утвердили Федюшкина И.М.
/КОПА. ф. 7, оп. I, д. 251; л. 17/.
В колхозах создаются и укрепляются молочнотоварные, овцефермы. В колхозе “Чолпан” площади под садом выросли до 26 га.
Входили в жизнь новые формы взаимоотношений, общественность брала на себя решение ряда бытовых вопросов. Например, в отчете о проведении дня 8 марта указывалось, что произведен сбор средств по подписным листам на действие учреждения, кроме того в районе собирали птицу, продукты и даже засевали в пользу детяслей поля.
/КОПА. ф. 7, оп. I; д. 249; л. 217/.
В селе работала пекарня сельпо, магазины торговали то_ варами, которые стали теперь поступать все больше в распоряжение потребительской кооперации.
Расширялась и благоустраивалась больница, благоустраивалась школа.
Росли общественные фонды колхозов. В 1934 году в колхозе “Чолпан” были построены: табачный сарай по типовому проекту с механизацией трех глазков; огнесушилка для табака и конюшня для лошадей,
В этом колхозе до Великой Отечественной войны ежегодно выдавали на трудодень помимо хлеба еще и фрукты, овощи, масло растительное, картофель, мед и другие продукты.
/Из воспоминаний старожила Яни Е.Д./.
Колхозы были многоотраслевыми хозяйствами. Однако экономика колхоза “Памятник Ленину” была несколько слабее, чем в колхозе “Чолпан”, вследствие наличия долговых обязательств, которые тянулись еще с колхоза “Гигант”.
Как рассказывает бывший заместитель председателя колхоза “Гигант” Сиваков Дмитрий Андреевич для организации общественного питания в артели резали скот, покупали такие продукты, которыми артель не располагала, а средства брали в кредит. Когда артель разукрупнилась, долги стали числиться за колхозом “Памятник Ленину”.
В первые годы Советской власти в селе строились только погорельцы и очень немногие из молодых. А I 1936-37 годах стали строиться чаще. Дома стали возводить из самана, который сами готовили. Деревянные детали домов ставили из местной древесины, полы ие стелили, просто утрамбовывали землю и устилали глиной, а затем смазывали глиняным раствором.
Начиная с 1936 года село Эски-Сарай стало постепенно переноситься к шоссе. Так, первые 10 домов вдоль шоссе были выстроены в 1936 и 1937 годах.
/Из воспоминаний жителей села Дворченко Дмитрия Васлье-вича и Я ни Н.Д./.
Большим событием в селе было появление летом 1934 года звукового кино /кинопередвижка для демонстрации “немого” кино регулярно приезжала в село с 1929 года/.
В предвоенные годы в некоторых домах были установле ны детекторные приемники радиопередач из гор. Симферополя.
Усиливалась роль общественных организаций в культурной жизни села. Постепенно различные виды товарообмена /контрактация, сдача продуктов в товарищества, продажа товаров под сданную продукцию/ стали заменять свободной торговлей и жители села могли приобретать товары первой необходимости, одежду, обувь в магазинах села.
В предвоенные годы потребности жителей села удовлетворялись все полнее.
Опираясь на экономические показатели колхозов, на показатели возросшего уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей жителей села, партийные,’ комсомольские и другие общественные организации сел Кильбурун, Джалман и Эски-Сарай повели широкую воспитательную работу, которая дала свои результаты в годы Великой Отечественной войны.
В первые дни Великой Отечественной войны на фронт ушли все самые молодые и здоровые мужчины, а в течение первых месяцев – все мужчины в возрасте до 50 лет. Женщины, старики и дети прикладывали все усилия, чтобы убрать урожай на колхозных полях и дать фронту все, что необходимо.
Др последних часов перед оккупацией в селах шла напряженная жизнь, направленная на выполнение задач, поставленных партией и правительством.
Последними из села уходили в лес Мазур Василий Никитович, Кузин И.Д. /председатель с/совета и секретарь партячейки/ Яни Н.И. и Яни Ь.И. Скляренко А.Т. уходил в лесь со всей семьей.
В числе многих патриотов был коммунист’Степан Васильевич Урадов – директор школы села Пионерское. Он с семьей пытался уйти в лес, но их перехватили и бросили в концлагерь под гор. Симферополь. Вместе с женом Урадов бежал из концлагеря и в городе устроился портным швейной мастерской. Работая на дому, он сколотил патриотическую группу.
“В этом скромном на вид человеке обнаружились недюжинные организаторские способности. Вновь испеченный “портной” развернул кипучую деятельность: надо было устроить типографию для издания листовок, создать базу для оружия и боеприпасов, найти помещение для радиостанции, перебросить литературу и т.д.
Со временем группа Урадова переросла в широкую разветвленную организацию.
Осенью 1943 года Урадов установил связь с партизанами. В лес переправлялось оружие, боеприпасы, велосипеды, всякого рода документы, разведывательные данные, а также люди”,
/Сборник “Крым в Великой Отечественной войне. Крымиз-дат. 1963 год, стр. 223/.
Степан Васильевич был неутомимым на выдумки. По его инициативе под самым носом у гитлеровцев, в магазине технических принадлежностей на ул. Кирова, был устроен раздаточный пункт советской литературы.
Оружие отважные патриоты хранили на ветеринарном складе под бдительным присмотром… самих гитлеровцев. Этим оружием подпольщики не раз пользовались, когда надо было расправиться с ищейками или предателем.
Активной помощницей Урадову была его жена Таисья. Худенькая женщина часто превращалась в представительную даму, спокойно идущую в тяжелым грузом листовок под одеждой.
13 марта 1944 года фашисты арестовали Урадова и его жену и уничтожили их в числе многих советских патриотов на территории совхоза “Красный”.
/Из сборника “Крым в Великой Отечественной войне”. Крым-издат, 1963 г./.
Для сел наступила пора тяжелого оккупационного режима.
Незаметно для оккупационных властей, но настойчиво и систематически вели жители села работу по сбору продуктов для партизан.
Зимой 1942 года партизаны взорвали в селе мельницу. Немцы арестовали 19 человек сельчан, подозреваемых в связях с партизанами и вынесли им смертный приговор. 17 человек были расстреляны, среди которых были Прищепа Андрей, Мазур Никита, ионов Василий, Ионов Михаил, Сидельииков Николай, Митянин Алексей, Терсин Сергей, Снетко Владимир, Бочаров Петр, Апо-толиди Иван и другие. Из-под расстрела бежал Немченко Василий, которому удалось скрыться в лесу во время сопровождения к месту казни.
Жителя селя Сароглы Лукьяна Владимировича освободил румынский офицер, стоявший у него на постое.
Спасаясь от репрессий в октябре 1943 года в лес к партизанам ушли Снетко Анастасия, Скляреико Мария, Модестова Ольга, Крикун Елена, Гончаренко Лидия, Зайцева Надежда, Тимофеев Андрей, Макриди Зоя, Борскова Надежда, Сарлапов Христофор. /КОДА. ф. 7; оп. I; д. 422; л. 30/.
Накануне 26-й годовщины Октября колонна автомашин с партизанами под командованием Федора Федоренко в селах Салгир-ской до лиш провела митинги.
/Из сборника “Крым в Великой Отечественной войне”. Крым-издат, 1963 г./.
Части Советской Армии вступили на крымскую землю в районе Керчи и партизанские соединения активизировали свои действия.
С 29 марта по о апреля 1944 года длились ожесточенные бои с карателями. В тыл к ним партизаны посылали отряды* Партизанские отряды М.Парамонова, Н.Сороки, Ф.Горбия и ДЛо-банова совершили налеты на вражеские гарнизоны в селах Киль-бурун, Перевальном и других.
/Из сборника “Крым в Великой Отечественной войне”. Крым-издат. 1963 г./.
С II апреля три ночи 17^й отряд Горбия Ф.З. блокировал степные дороги в районе сел Эски-Сарай, Н.-Ивановки, Строгано вки и преградил отступающим гитлеровцам путь к южным портам.
/кіз сборника “Крім в Великой Отечественной войне”. Крымиздат, 1963 г./.
Началась первая хозяйственная весна после освобождения, весна 1944 года. Трудная была пора. Землю пахать приходилось с огромным трудом в основном на коровах и тощих калечных лошадях, которые остались. Инвентарь так же был разбитым и малопроизводительным.
Обсеялись и посадили такие культуры, семена которых удалось достать в этот трудный военный год.
И уже через неделю после освобождения села от немецко-фашистских захватчиков председатель Дсалманского сельсовета Карпов Федор Николаевич просит сообщить, куда направить подарки /молоко, яйца, картофель/ для Советской Армии, собранные жителями села ко дню 1-го Мая.
/КОПА. ф. 7, оп. I; д. 448; л. 2/.
Сельчане отдавали последнее для победы над ненавистным врагом.
Чтобы понять это и почувствовать весь драматизм происходящего, достаточно привести воспоминания сельчан, что работая в поле в 1944 году, колхозники часто ложились на землю от голода. Председатель колхоза Христич Даниил Дмитриевич упрашивал колхозников и колхозниц: “Дорогие мои, хоть немножко нужно сделать сегодня, а то зарастет все и снова будем голодать”.
Изредка удавалось получить правлению колхоза небольшую продовольственную сбуду, и тогда вышедшие на работу колхозники получали дневной паек.
Трудно было и в следующем 1945 хозяйственном году. Машинно тракторная станция только начинала разыскивать и ремонтиро-вать “старые развалины”. Тракторами весной 1945 года вспахали еще мало, но к этому времени колхозы сумели прикупить себе лошадей в войсковых частях гор. Севастополя.
Медленно заживали раны, нанесенные хозяйству колхозов фашистами. В 1946 году в селе при сельсовете была парторганизация в составе четырех коммунистов.
/КОПА. ф. 7; оп. I; д. 510-30; л. 4,/.
продолжение следует
Написать ответ