15 февраля — День чествования участников боевых действий на территории других государств. В настоящее время в Симферопольском районе проживает более 500 человек, которые в свое время принимали участие в военных действиях в Афганистане, выполняли миссию миротворцев, воинов-интернационалистов в других странах. Многие из них, в первую очередь, — «афганцы» (война в Афганистане продолжалась с 1979 по февраль 1989 года) закончили службу в армии и занимаются чисто гражданской, мирной деятельностью, а некоторые, как, например, бывший «афганец», военный комиссар Симферопольского района полковник Владимир Поляков, продолжают служить в Вооруженных Силах Украины.
Накануне Дня чествования участников боевых действий корреспондент «Сельского труженика» побывал в воинской части, что расположена вблизи с. Перевальное и встретился с воинами-интернационалистами. В отдельной бригаде береговой обороны (так называется эта часть) служат 108 участников боевых действий. С пятью из них удалось встретиться и поговорить.
У них много общего и многое объединяет. Во-первых, все они контрактники, то есть вполне сознательно избрали воинскую службу и сделали ее, службу, делом своей жизни. Во-вторых, они преданы своей профессии, несмотря на то, что воинский труд один из самых тяжелых, ответственных и далеко не безопасный — кто служил в Афгане, Косово и других горячих точках, хорошо это знает. К тому же, и не самый высокооплачиваемый: зарплата у наших офицеров, прапорщиков и контрактников в 5-7 раз ниже, чем у их коллег, скажем, из той же Польши, не говоря уже об американцах, англичанах и немцах. Но несмотря на все трудности и издержки своей профессии, ребята гордятся ею и считают ее благородной и чисто мужской, и не жалеют о своем выборе.
Наша беседа проходит в кабинете у заместителя командира бригады по воспитательной работе подполковника Валерия Бойко. Ребята рассказывают, откуда родом, где призывались и несли срочную службу, где пришлось побывать в качестве воинов-миротворцев, о своих впечатлениях во время пребывания на чужой земле. У всех биографии очень схожи, и в то же время — у каждого своя.
По стопам отца
Старшина Вадим Истиферов. Наш земляк, родился в Симферопольском районе, жил в с. Доброе, призывался на срочную службу в Симферопольском райвоенкомате в октябре 2003 года. Служил в пгт. Черноморское (2004-2005 гг.) Одесской области, но сначала было полгода в учебке. Уволился из армии в мае 2005г., а 31 мая, уже в качестве контрактника, приступил к службе в бригаде, где служит и сейчас. Звание — главный сержант роты, должность — командир отделения взвода материально – технического обеспечения.
Желание пойти на контрактную службу и стать профессиональным военным возникло у Вадима, судя по всему, не случайно. Скорее, даже, закономерно. Здесь он пошел по стопам отца, Игоря Анатольевича, старшего прапорщика, который служил в этой же бригаде, был одним из ее ветеранов и считался лучшим техником части, имел личные поощрения от министра обороны, в свое время служил в Демократической Республике Ангола (1987-1991 гг.).
Вадиму, как и отцу, также выпало послужить за рубежами Украины: 1 апреля 2009 года он оказался в Косово, где находился семь месяцев. Всего из бригады было 37 человек. Задача, которую они выполняли, — стабилизация общественного порядка, не допустить противостояния, а тем более — столкновений между сербами и албанцами.
Судя по всему, украинским миротворцам это удавалось, об этом говорит уровень доверия к ним местного населения: в случае возникновения всякого рода проблем, в том числе сохранения мирного спокойствия и порядка, местное население, независимо, были это сербы или албанцы, обращались в первую очередь к представителям украинского контингента, хотя в составе войск НАТО были представители из 19 стран. После службы в Косово грудь Вадима украсили медали «Воин-миротворец» и «За службу миру и свободу».
Дети узнавали сразу
Старший сержант Денис Свиридов. Родился в с. Приветное Алуштинского района, в армию призывался в Алуште 3 мая 2001 г. После учебки в г. Каменец-Подольске служба в бригаде командиром отделения инженерно-позиционной роты. Отслужив срочную пошел на контрактную службу. С 1 апреля 2009 года — в Косово. В Косово добирались таким путем: из Киева до столицы Болгарии Софии — поездом, из Софии в Косово — автобус. По словам Дениса, Косово — это Крым, один в один.
У наших ребят зона ответственности была самая большая — 1240 кв. км. Патрулирование несли по шесть часов на наших БРДМ и американских «Хаммерах». На боевых машинах были установлены танковые пулеметы. «Но, слава Богу, — говорит Денис, — стрелять из них не приходилось».
Жили в бывшем трехзвездочном отеле под названием «Бреза» («Березка»). Завтраки и обеды получали с американской базы, но ужин был наш, украинский, из национальных блюд. Представители других контингентов специально приезжали к нашим ребятам, чтобы отведать украинские национальные блюда и, в первую очередь, конечно, вареники и борщ.
Украинский контингент находился в сербской зоне, окруженной албанскими селами. Приходилось не только вести патрулирование, но и оказывать местному населению гуманитарную помощь, в том числе и медицинскую. Дети сразу узнавали украинских миротворцев и тут же окружали их плотным кольцом, а те, в свою очередь, раздавали местной детворе соки, фрукты, печенье Что особо запомнилось? Патрулирование с воздуха на вертолете. После Косово снова служба в родной бригаде в должности главного сержанта разведроты.
Сьерра-Леоне, Ирак, Косово…
Младший сержант Михаил Казаренко. Родился в Симферополе, отсюда и уходил на службу в сентябре 2005 года. После учебки в Севастополе, служба на мысе Фиолент. После окончания срочной службы по контракту — в бригаде.
Также прошел через Косово. Вспоминает: «Дороги у них хорошие, а вот уровень жизни в селах — низкий. Сербы, они христиане, относились к нам дружелюбно. Службу несли по 6, иногда по 12 часов. В выходные (это воскресенье и суббота после обеда) иногда бывали экскурсии по местным монастырям».
Старший сержант Алексей Краковец родился в Хабаровском крае, но в армию призывался в 1995 году в Симферопольском РВК, т.к. отец, военнослужащий, служил в это время в бригаде в Перевальном. Уволился из армии в декабре 1996г., служил в Киеве. До 2000 года был на гражданке, а затем снова служба в армии, но уже по контракту.
В 2002 оказался в Сьерра-Леоне, служил в отдельном ремонтно-восстановительном батальоне, в транспортной роте. Служил год — две ротации по 6 месяцев. Перевозили беженцев, грузы гуманитарной помощи, строительные материалы. Боевых действий уже не было, перед приездом наших миротворцев они закончились.
«Мы были в составе миссии ООН. Сначала жили в палатках, потом в итальянских пластиковых домиках. Климат в Сьерра-Леоне тяжелый: лето знойное и высокая влажность, а зимой постоянные дожди. Население страны — процентов 70 мусульмане, процентов 20 — христиане, остальные — язычники. Промышленности практически нет; выращивают рис, какао, кофе и цитрусовые; добывают титан, золото и алмазы — из-за алмазных копий и началась гражданская война.
В 2004-2005 гг. был в Ираке в составе коалиционных сил стран НАТО. Нас, украинцев, было 1700 человек. В Ираке шли боевые действия, были потери. После Ирака служилздесь, в бригаде, а в 2009 г. было Косово, был водителем «Хаммера». В Косово, конечно, по сравнению с Ираком, было проще. С ребятами, с которыми служил в Сьерра-Леоне, общаемся, переписываемся, ездим друг к другу в гости.
Днем — жара, ночью — холод
Старшина Сергей Искра, одессит. В 1998 г. призвался в армию и служил здесь, в бригаде. За неделю до увольнения (весна 2000 года) подписал контракт, а через полгода уехал на 7 месяцев в Африку, в Сьерра- Леоне. Это была первая ротация, лагерь строили собственными руками. Жили в палатках, одолевали мошкара, комары, в сезон дождей было еще хуже. Правда, в палатках над кроватями висели сетки, но они спасали лишь наполовину. «В конце нашего пребывания в палатках появились кондиционеры, — рассказывает Сергей. — Проблем с питанием не было: мясо, сыры, овощи, фрукты, рыба, соки, молоко — все поступало из Голландии. Хлеб был местный, но очень неплохой. Чего не хватало, так это нашего сала, черного хлеба и нашей селедки.
После Сьерра-Леоне была служба в бригаде, а затем — Кувейт. Жили на американской базе в палатках: в тени было под +50 градусов, в палатке
— за +50. Наша задача была обеспечить радиационно-химическую защиту гражданского населения в случае применения Ираком химического оружия.
Через полгода нас перебросили в Ирак, где мы встречали первый украинский контингент. Жили в палатках, песчаные бури, днем — страшная жара, ночью — сильный холод. Не раз попадали под обстрел.
В феврале 2004 года вернулись в бригаду живы и здоровы, а в 2009 году было Косово. В Косово был старшим поваром, там было полегче. Были даже праздники. И природа очень красивая».
Старшина Василий Бондаренко родом из Черкасской области. Призывался весной 1999 года, служил в г. Павлограде Днепропетровской области. Уволился осенью 2000 года, в сентябре I 2001 года по контракту пришел служить в бригаду старшим оператором-телефонистом разведроты.
С марта 2003 года — 4 месяца в Кувейте, служба в химбатальоне, затем — Ирак, в феврале 2004 года возвращение домой, в бригаду. В 2009 году — Косово, водитель- санинструктор на «Хаммере», все было нормально без всяких ЧП, несколько раз ездил в Грецию, в госпиталь. В Греции запомнились хорошие дороги. Награжден знаком «Воин-миротворец» и медалью НАТО «За службу миру и свободу».
Сейчас — главный сержант ремонтной роты, контракт до 2015 года.
«Опыт стоит многого!»
Подвел итог нашей беседы подполковник Валерий Бойко. Он, как и командир бригады подполковник Сергей Стороженко, в составе украинского национального контингента находился в Косово, являлся заместителем командира батальона. Из бригады в Косово находились 4 офицера, 1 прапорщик и 32 контрактника. Вообще же в бригаде 108 военнослужащих имеют статус участников боевых действий. Последний «афганец» старшина Анатолий Кочубей уволился из армии в начале этого года.
За все время пребывания в Косово, рассказал подполковник Бойко, не были ни единого ЧП, ни единого ДТП — настолько четко и дисциплинированно была организована служба во всех ее звеньях. Шла настоящая, напряженная армейская служба.
«Общение с коллегами из европейских стран, — вспоминает подполковник, — происходило практически каждый день. Открылась уникальная возможность познакомиться на практике с организацией службы в армиях стран НАТО, планированием обучения, боевой подготовки и даже… с системой дисциплинарных взысканий.
Что касается контрактников, — сказал Валерий Михайлович, — то многие из них, если появится возможность, без колебаний вновь отправились бы в то же, например, Косово. Ведь у каждого из них за плечами большой опыт воина-миротворца. Атакой опыт стоит многого!»
Беседовал Евгений Стеценко
“Сельский труженик” №10 ,12 февраля 2011 год
Написать ответ