/ страницы истории cел Симферопольского района, взгляд 1964 года/ часть1/ При написании работы была использована литература по истории и археологии древнего Крыма, средневекового Крыма, ряд фондов Крымского областного государственного архива, Крымского областного партийного архива, материалы краеведческого музея, а также свидетельства многих жителей села.
По истории скифских городищ и селищ в 1946 и 1947 годах в сборниках “Советский Крым” опубликованы статьи профессора П.Н.Шульца”Тавро-скифская археологическая экспедиция в Крыму” , где автор в популярной форме рассказывает о расселении скифов и тавров в предгорной и горной частях Крыма, о их государственных образованиях и хозяйственной деятельности. Однако, в статье “Тавро-скифская археолргическая экспедиция в Крыму” /сборник “Советский Крым” Ш 2 – 1946 г./, профессор П.Шульц, высказывая предположение о существовании у скифов трех оборонительных линий /на Перекопе и по долинам рек Салгира и по долинам рек Салгира и Альмы, которое дальнейшими исследованиями не подтвердились, о чем сам автор указывает в “Истории и археологии древнего Крыма” /изд. АН УССР 1957 г. Последний сборник статей содержит материалы по первобытной и древней археологии Крыма, где основное внимание уделено истории местных племен и изучению материальных остатков, обнаруженных при раскопках поселений и: могильников в предгорных и горных районах Крыма, причем, почти во всех статьях публикуется материал археологических исследований послевоенного времени.
В 1964 году АН СССР издала труд А.Л.Якобсона “Средневековый Крым”, в котором содержится анализ хозяйственной деятельности оседлых и кочевых татар , населявших Крым в середине века.
Для написания работы использовалась следующая литература научно-справочной библиотеки. Крымского областного госархива:
Списки населенных мест Российской империи по сведениям 1864 года, в которых, наряду с общими историческими и географическими сведениями, содержатся данные о заселении Крыма и данные о хозяйственной деятельности каждого населенного пункта.
Полное географическое описание нашего отечества /под редакцией В.П.Семенова-Тянь-Шанского/, том. 14. В этой книге изложены проблемы отраслевой экономики в Крыму, даны подробные цифровые данные поземельных отношений в начале XX века, а также описание каждого населенного пункта по дороге от Симферополя на Южный берег.
Статистический справочник Таврической губернии, в котором наряду с этнографической характеристикой состава населения Симферопольского уезда, даны сведения по состоянию на 1915 год сколько в селах /ныне входящих в село Пионерское/ было хозяйств, сколько было безземельных, количество скота, лошадей, инвентаря.
В “Очерке поземельных отношений в Таврической губернии” есть указание, какие виды платежей: выплачивали крестьяне.
В работе “К характеристике экономического положения населения Таврической губернии” была попытка изложить следующие проблемы:
а/ причины безземелевания крестьян;
б/ основные черты экономики крестьян после реформы 1861 года;
в/причины нищеты крестьянского населения. История села Пионерского в какой-то степени создана с революционной деятельностью видных представителей дворянского движения до и после реформы 1861 г. Никиты Муравьева и Софьи П еровской. В этой связи использованы документы, находящиеся в ЮГА и ШПА, в которых содержатся полицейские информации, предписания о надзоре за Софьей Перовской и семьей Перовских, а также копия приговора декабристам.
Документы фонда 150 Крымского областного партийного арки-ва /КОПА/ корреспонденции, рапорты и доклады полицейских о событиях в селе в 1905-1907 годах, сообщения о событиях в окрестных селах и городе Симферополе. Среди документов фонда /ШПА есть и документ о деятельности в 1919 году Джалман-Киль-бурунского порайонного Совета рабочих и крестьянских депутатов /дркумент прислан из Центрального архива/.
Сборники “Революция в Крыму” журнал № 7 и “Борьба за Советскую власть в Крыму” указывают на наличие выступлений в : селе революционных крестьян, о деятельности Тавельского партизанского отряда “зеленых”, в формирование которого входили жители наших сел.
В работе использованы многочисленные документы ШПА, в которых приводятся сведения о деятельности партийной ячейки села, сельского Совета, первых коллективных об”единений до создания колхозов, сведения о колхозном строительстве о деятельности общественных организаций в селе.
Во время Великой Отечественной войны жители села активно боролись с фашистскими захватчиками на фронтах и в тылу оккупантов, о чем есть сведения в сборнике “Крым в Великой Отечественной войне”.
О послевоенном строительстве документальное подтверждение находил в сельском Совете и правлении колхоза.
В ходе подготовки к написанию работы автор беседовал с многочисленными свидетелями всех событий на протяжении 40-50 лет, которые ныне проживают в селе; их рассказы проверял и находил подтверждение в ряде документов архивов областных и местных. Многие жители села приняли живое участие и оказывали мне помощь, выявляя живых свидетелей давно минувших событий. Та, например, Д.А.Сиваков, участник гражданской войны /Тавельский отряд “зеленых”/ сообщил о своих односельчанах, которые были вместе с ним в отряде; И.А.Прищепа рассказал о своих товарищах-механизаторах, которые обрабатывали землю в первых Созах и т.д.
Историю древних поселений в районе долины реки Салгир, : предгорной части, можно восстановить только по раскопкам поселений Кизил-Кобинской культуры и по исследованию более древних находок на этой территории. К сожалению, до сих пор еще мало опубликовано материалов о находках в этих районах, да и систематических раскопок по Салгирской долине еще не велось.
По свидетельству руководителя Тавро-Скифской археологической экспедиции в Крыму профессора П.Шульца, в древние времена широкие просторы крымских степей и предгорий были заселены скифами.
“Скифы со своими табунами коней, стадами и кибитками появились в Крыму еще в УП-У1 в. до н.э.” /Сборник 2 “Советский Крым”, 1946 г., стр. 97/.
Первоначально скифы вели кочевой образ жизни и лишь местами переходили к оседлости, но в конце 1У в. до н.э. теснимые сарматскими племенами громадные массы скифов переходили к оседлости. “В результате в Крыму образуются многочисленные хорошо укрепленные скифские поселения-городища”. /Сборник 2 “Советский Крым”, 1946 г., стр. 98/.
Пришедшие в Крым скифы оттеснили местные племена тавров в горы и на Южный берег, “частично ассимилируя их”. /История и археология древнего Крыма. АН УССР, 1957. Киев, стр. 66/.
Если рассматривать карту, опубликованную на рис. I истории археологии древнего Крыма на стр. 63, то можно убедиться, что в окрестностях Неаполя-Скифского наиболее заселенными местами были Курцовская и Салгирские долины.
При обследовании Курцово- Сабловской долины в 1950 году А.А.Щепинский обнаружил памятники неолита, бронзы и начала железа. “Через нее и в древности проходил путь из долины Салгира в долину Альмы. Как показало обследование, сравнительно густо заселена долина была с первобытных времен”.
/История и археология древнего Крыма, Киев, 1957, стр. 322/.
_____________________________________________
С древних времен долина реки Салгир и легкодоступный перевал представляли удобный и кратчайший путь, связывающий степную часть Крыма с южным его берегом.
На северной окраине села имеется несколько курганов, они еще не раскопаны, но их можно отнести к эпохе бронзы /по аналогичному строению с курганами, обследованными в 1950 г. в Курцово-Сабловской долине/.
В картотеке археологического отдела Крымского института минеральных ресурсов значится по селу Пионерскому находка -каменная баба, которую, как сообщил старший лаборант т. Гарагуля В.К., относят к периоду половецких нашествий.
По мнению специалистов, наиболее мало в истории Крыма обследованы памятники средневековой эпохи, а еще меньше исследованы проблемы истории средних веков в Крыму.
Вот что можно узнать из наиболее полного труда о периоде господства в Крыму татарских завоевателей.
“Собственно земледелие у оседлых татар не только в ХУ1, но и в ХУП и даже ХУШ столетиях продолжало, в сущности, оставаться в неразвитом состоянии”, стр. 137.
Д.Л,Якобсон. Средневековый Крым, 1946 год, из. “Наука”, Ак СССР/.
Автор указывает, что татары занимались скотоводством. Феодальные отношения были слабо развиты, барщина составляла 8-10 дней в году, рента продуктами составляла 1/10 часть и использовалась феодалами для содержания войска. “Они пытаются ассимулировать местное земледельческое население. Но, наряду с этим, усваивают местный традиционный общественный институт – местную сельскую территориальную общину”. Дам же/.
В связи с отсутствием до статочного числа письменных источников трудно установить, какие существовали поселения на территории нынешнего села в период средних веков. Наличие четырех старых кладбищ на территории села говорят о том, что села были большими, а их развитие проходило неравномерно. В настоящих границах село Пионерское включает следующие поселения по состоянию на 1816 год /карта, датированная этим годом хранится в КОГА/: Кильбурун /9 дворов/, Чалман /12 дворов/, Татар-Чалман /12 домов/ и Эски-Сарай /27 дворов/. Достоверно известно, что Эски-Сарай в середине века было крупным поселением о чем свидетельствуют такие материальные остатки: монетный двор, крепостная стена, хорошо сохравнившая-ся мечеть, построенная в Х1У веке одновременно с ханским монетным двором и, наконец, два обширных кладбища татарских захоронений. Эски-Сарай /Старый дворец/ в последние десятилетия господства татар в Крыму, наряду с Ак-Мечетью /ныне г. Симферополь/ было резиденцией Калга-Гирея /калга-султана/ полководца и верховного судьи Крымского ханства.
На усадьбе своей, расположенной на территории, прилегающей к останкам монетного двора, житель села Гулаков В.Н. обнаружил гончарный водопровод /трубы и до сих пор лежат у него на усадьбе/.
На протяжении ряда столетий густозасленная долина реки Салгир была наполнена активной хозяйственной жизнью. Наличие воды, хорошие плодородные почвы, близость леса, древние пути связи степной части Крыма с Черноморским побережьем были очень благоприятными условиями для развития садоводства, огородничества, хлебопашества, технических культур, скотоводства /особенно овцеводства/ охоты и ремесел.
Не случайно после присоединения Крыма к России земли Салгирской долины были розданы дворянам, приближенным царя.
14 тысяч десятин лучших земель Салгирской долины”получил князь Долгорукий” , куда вошли земли вместе с селом Эски-Сарай. Кильбурун стал имением Муравьевых, из семьи которых впоследствии известным дворянским революционером стал Никита Муравьев.
Политика царского самодержавия была направлена на закрепощение местного населения. В результате, густозаселенная цветущая область после присоединения к царской России пришла в запустение.
“Несмотря на обещание Екатерининского Манифеста /имется в виду манифест от 8.П.1784 года/ о присоединении Крыма/ о сохранении всех прав новых поданных России, раздавались в качестве пустопорожних земли,, заселенные татарами и принадлежащие им… Даже более – сохранились указания современников, лиц официальных о том еще, что многие из новых помещиков, которым были пожалованы земли, считали и самих обитателей этих земель своими крепостными или подданными, почему заставляли платить и работать, а если они противились – выселяли”.
/К характеристике экономического положения населения Тав рической губернии. Изд. Земской управы, г. Симферополь, 1902 г., стр. 5/.
Политика жестокого угнетения местного населения,не знавшего раньше барщины, вызвала широкую волну эмиграции татар в Турцию.
Опустевшие татарские села стали заселяться русскими, украинцами и другими. Многих из них переселили новые хозяева земель из своих родовых имений.
В село Кильбурун был завезены Муравьевыми крепостные крестьяне, в Эски-Сарай, Чалман и Татар- Чалман приехали частично и свободные крестьяне.
Однако ни те, ни другие земельных надело в не получили, так как пригодных земель для хлебопашества в долине было мало, а государственные земли были низкого качества.
Села не росли, а уменьшались. В течение первой половины XIX века количество дворов в Эски-Сарае сократилось с 27 до 5, в Ички-Джалмане /так стало называться село, слившееся из Чалмана и Татар-Чалмана/ с 24 до 3 дворов; только Кильбурун вырос с 9 до 15 дворов.
/Данные на 1864 год взяты из “Списков населенных мест Российской империи. С-П-Б. 1865 г., Таблица/.
Жизнь крепостных крестьян и свободных арендаторов в начале XIX века была исключительно тяжелой. Не имея своей земли /крепостные имели наделы, не превышавшие 50-60 сотых десятины/ крепостные крестьяне были переведены на месячину, свободные крестьяне перебивались случайными заработками на перевозке грузов на Южный берег или вели заготовку дров для городов Крыма.
Жительница села Ирина Сергеевна Кузнецова, которой сейчас более 90 лет, рассказывает о тех постоянных жалобах своих родителей – дворовых помещика Перовского, которые отображают нищету крестьян и своеволие угнетателей. Память ее сохранила рассказ о помещике Перовском /дед Софьи Перовской/, который любил наказывать крестьян за малейшую провиную. На старости помещик ослеп, а свою привычку истязать крепостных не оставил и всегда присутствовал при экзекуции. Правда, слепого помещика часто обманывали, заставляя крестьянина сильнее кричать, хотя его и не били.
Состояние крайнего упадка крестьянских хозяйств усиливало дух народного протеста. Среднегодовое число крестьянских волнений в 1813-25 годы увеличилось в три раза. В Таврической губернии частые случаи беспорядков в Днепровском уезде, где было много беглых крепостных, возроптало войско, набираемое из крепостных крестьян.
Волна массового крестьянского движения, противоречия в экономической жизни страны вызвали тревогу и среди имущих классов.
Среди дворян-заговорщиков был и владелец Кильбуруна /часть нынешнего села Пионерское/ Никита Муравьев – руководите ль “Се верно го общества”, который участвовал в умысле не цареубийство…, предполагая изгнание императорской фамилии; участвовал вместе с другими в учреждении и управлении тайного общества, “в составлении планов и конституции” М. 150, on. I д. I, л. 7. Приговор по делу декбристов. КОПА/.
Документов о деятельности в Крыму Н.Муравьева не сохранилось, но известно, что как “преступника первого разряда” Верховный уголовный суд по делу Декабристов приговорил его к “смертной казни отсечением головы”.
В указе Верховному уголовному суду царь “помиловал” капитана Никиту Муравьева “двадцатью годами каторжных работ, а потом вечным поселением”.
/ФЛ50, оп. I, д. I., л. 29/. Приговор по делу Декабристов. КОПА/.
Царское правительство конфисковало имущество декабриcтов и передало его другим “верноподданным” дворянам. Так имение Кильбурун оказывается в руках губернатора Крыма К.И.Перовского, который построил себе в Кильбуруне дворец-дачу.
Тяжелое положение жителей сел усугублялось еще и тем, что их, помимо барщины, сгоняли на работы по строительству “царских” дорог на Южный берег от Симферополя; частые постои войск, перевозки грузов в годы Крымской войны.
Написать ответ