Friday Mar 24
Feb
19/11
ИСТОРИЯ СЕЛА ПИОНЕРСКОЕ
Обновлено Sunday, 20 February 2011 10:10
Автор Vladimir
Saturday, 19 February 2011 04:45

/ страницы истории cел Симферопольского района, взгляд 1964 года/ часть1/ При написании работы была использована литература по ис­тории и археологии древнего Крыма, средневекового Крыма, ряд фондов Крымского областного   государственного архива, Крымского областного партийного архива, материалы краеведче­ского музея, а также свидетельства многих жителей села.

По истории скифских городищ и селищ в 1946 и 1947 годах в сборниках “Советский Крым” опубликованы статьи профессора П.Н.Шульца”Тавро-скифская археологическая экспедиция в Кры­му” , где автор в популярной форме рассказывает о расселе­нии скифов и тавров в предгорной и горной частях Крыма, о их государственных образованиях и хозяйственной деятельности. Однако, в статье “Тавро-скифская археолргическая экспедиция в Крыму” /сборник “Советский Крым” Ш 2 – 1946 г./, профессор П.Шульц, высказывая предположение о   существовании у скифов трех оборонительных линий /на Перекопе и по долинам рек Салгира и по долинам рек Салгира и Альмы, которое дальнейшими исследованиями не подтвердились, о чем сам автор указывает в   “Истории и археологии древнего Крыма” /изд. АН УССР 1957 г. Последний сборник статей содержит материалы по первобытной и древней археологии Крыма, где основное внимание уделено ис­тории местных племен и изучению материальных остатков, обна­руженных при раскопках поселений и: могильников в предгорных и горных районах Крыма, причем, почти во всех статьях публику­ется материал археологических исследований послевоенного вре­мени.

В 1964 году АН СССР издала труд А.Л.Якобсона “Средневе­ковый Крым”, в котором содержится анализ хозяйственной деятельности оседлых и кочевых татар , населявших Крым в середине века.

Для написания работы   использовалась следующая литерату­ра научно-справочной библиотеки. Крымского областного госархи­ва:

Списки населенных мест Российской империи по сведениям 1864 года, в которых, наряду с общими историческими и геогра­фическими сведениями, содержатся данные о заселении Крыма и данные о хозяйственной деятельности каждого населенного пунк­та.

Полное географическое описание нашего отечества /под редакцией В.П.Семенова-Тянь-Шанского/, том. 14. В этой книге изложены проблемы отраслевой экономики в Крыму, даны подроб­ные цифровые данные поземельных отношений в начале XX века, а также описание каждого населенного пункта по дороге от Симфе­рополя на Южный берег.

Статистический справочник Таврической губернии, в ко­тором наряду с этнографической характеристикой состава населе­ния Симферопольского уезда, даны сведения по состоянию на 1915 год сколько в селах /ныне входящих   в село Пионерское/ было хозяйств, сколько было безземельных, количество скота, лошадей, инвентаря.

В “Очерке поземельных отношений в Таврической губернии” есть указание, какие виды платежей: выплачивали крестьяне.

В работе “К характеристике экономического положения населения Таврической губернии” была попытка изложить следую­щие проблемы:

а/ причины безземелевания крестьян;

б/ основные черты экономики крестьян после реформы 1861 года;

в/причины нищеты крестьянского населения. История села Пионерского в какой-то степени создана с революционной деятельностью видных представителей дворянского движения до и после реформы 1861 г. Никиты Муравьева и Софьи П еровской. В этой связи использованы документы, находящиеся в ЮГА и ШПА, в которых содержатся полицейские информации, предписания о надзоре за Софьей Перовской и семьей Перовских, а также копия приговора декабристам.

Документы фонда 150 Крымского областного партийного арки-ва /КОПА/ корреспонденции, рапорты и доклады полицейских о событиях в селе в 1905-1907 годах, сообщения о событиях в ок­рестных селах и городе Симферополе. Среди документов фонда /ШПА есть и документ о деятельности в 1919 году Джалман-Киль-бурунского порайонного Совета рабочих и крестьянских депута­тов /дркумент прислан из Центрального архива/.

Сборники “Революция в Крыму” журнал № 7 и “Борьба за Советскую власть в Крыму” указывают на наличие выступлений в : селе революционных крестьян, о деятельности Тавельского пар­тизанского отряда “зеленых”, в формирование которого входили жители наших сел.

В работе использованы многочисленные документы ШПА, в которых приводятся сведения о деятельности партийной ячейки села, сельского Совета, первых коллективных об”единений до создания колхозов, сведения о колхозном строительстве о деятельности общественных организаций в селе.

Во время Великой Отечественной войны жители села актив­но боролись с фашистскими захватчиками на фронтах и в тылу оккупантов, о чем есть сведения в сборнике “Крым в Великой Отечественной войне”.

О послевоенном строительстве документальное подтвержде­ние находил в сельском Совете и правлении колхоза.

В ходе подготовки к написанию работы автор  беседовал с мно­гочисленными свидетелями всех событий на протяжении 40-50 лет, которые ныне проживают в селе; их рассказы проверял и нахо­дил подтверждение в ряде документов архивов областных и ме­стных. Многие жители села приняли живое участие и оказывали мне помощь, выявляя живых свидетелей давно минувших событий. Та, например, Д.А.Сиваков, участник гражданской войны /Тавельский отряд “зеленых”/ сообщил о своих односельчанах, которые были вместе с ним в отряде; И.А.Прищепа рассказал о своих товарищах-механизаторах, которые обрабатывали землю в первых Созах и т.д.

Историю древних поселений в районе долины реки Салгир, : предгорной части, можно восстановить только по раскопкам по­селений Кизил-Кобинской культуры и по исследованию более древних находок на этой территории. К сожалению, до сих пор еще мало опубликовано материалов о находках в этих районах, да и систематических раскопок по Салгирской долине еще не ве­лось.

По свидетельству руководителя Тавро-Скифской археологи­ческой экспедиции в Крыму профессора П.Шульца, в древние времена широкие просторы крымских степей и предгорий были заселены скифами.

“Скифы со своими табунами коней, стадами и кибитками появились в Крыму еще в УП-У1 в. до н.э.” /Сборник 2 “Совет­ский Крым”, 1946 г., стр. 97/.

Первоначально скифы вели кочевой образ жизни и  лишь местами переходили к оседлости, но в конце 1У в. до н.э. теснимые сарматскими племенами громадные массы скифов переходили  к оседлости. “В результате в Крыму образуются много­численные хорошо укрепленные скифские поселения-городища”. /Сборник 2 “Советский Крым”, 1946 г., стр. 98/.

Пришедшие в Крым скифы оттеснили местные племена тавров в горы и на Южный берег, “частично ассимилируя их”. /История и археология древнего Крыма. АН УССР, 1957. Киев, стр. 66/.

Если рассматривать карту, опубликованную на рис. I истории археологии древнего Крыма на стр. 63, то можно убедиться, что в окрестностях Неаполя-Скифского наиболее заселенными места­ми были Курцовская и Салгирские долины.

При обследовании Курцово- Сабловской долины в 1950 году А.А.Щепинский обнаружил памятники неолита, бронзы и начала же­леза. “Через нее и в древности проходил путь из долины Салгира в долину Альмы. Как показало обследование, сравнительно густо заселена долина была с первобытных времен”.

/История и археология древнего Крыма, Киев, 1957, стр. 322/.

_____________________________________________

С древних времен долина реки Салгир и легкодоступный пере­вал представляли удобный и кратчайший путь, связывающий степ­ную часть Крыма с южным его берегом.

На северной окраине села имеется несколько курганов, они еще не раскопаны, но их можно отнести к эпохе бронзы /по ана­логичному строению с курганами, обследованными в 1950 г. в Кур­цово-Сабловской долине/.

В картотеке археологического отдела Крымского института минеральных ресурсов значится по селу Пионерскому находка -каменная баба, которую, как сообщил старший лаборант т. Гарагуля В.К., относят к периоду половецких нашествий.

По мнению специалистов, наиболее мало в истории Крыма обследованы памятники средневековой эпохи, а еще меньше ис­следованы проблемы истории средних веков в Крыму.

Вот что можно узнать из наиболее полного труда о периоде господства в Крыму татарских завоевателей.

“Собственно земледелие у оседлых татар не только в ХУ1, но и в ХУП и даже ХУШ столетиях продолжало, в сущности, оста­ваться в неразвитом состоянии”,   стр. 137.

Д.Л,Якобсон. Средневековый Крым, 1946 год, из. “Наука”, Ак СССР/.

Автор указывает, что татары занимались скотоводством. Феодальные отношения были слабо развиты, барщина составляла 8-10 дней в году, рента продуктами составляла 1/10 часть и использовалась феодалами для содержания войска. “Они пытаются ассимулировать местное земледельческое население. Но, наряду с этим, усваивают местный традиционный общественный институт – местную сельскую территориальную общину”. Дам же/.

В связи с отсутствием до статочного числа письменных источ­ников трудно установить, какие существовали поселения на территории нынешнего села в период средних веков. Наличие четырех старых кладбищ на территории села говорят о том, что села были большими, а их развитие проходило неравномерно. В настоящих границах село Пионерское включает следующие по­селения по состоянию на 1816 год /карта, датированная этим годом хранится в КОГА/: Кильбурун /9 дворов/, Чалман /12 дво­ров/, Татар-Чалман /12 домов/ и Эски-Сарай /27 дворов/. Дос­товерно известно, что Эски-Сарай в середине века было круп­ным поселением о чем свидетельствуют такие материальные ос­татки: монетный двор, крепостная стена, хорошо сохравнившая-ся мечеть, построенная в Х1У веке одновременно с ханским мо­нетным двором и, наконец, два обширных кладбища татарских захоронений. Эски-Сарай /Старый дворец/ в последние десяти­летия господства татар в Крыму, наряду с Ак-Мечетью /ныне г. Симферополь/ было резиденцией Калга-Гирея /калга-султана/ пол­ководца и верховного судьи Крымского ханства.

На усадьбе своей, расположенной на территории, прилегаю­щей к останкам монетного двора, житель села Гулаков В.Н. об­наружил гончарный водопровод /трубы и до сих пор лежат у не­го на усадьбе/.

На протяжении ряда столетий густозасленная долина реки Салгир была наполнена активной хозяйственной жизнью. Наличие воды, хорошие плодородные почвы, близость леса, древние пути связи степной части Крыма с Черноморским побережьем были очень благоприятными условиями для развития садоводства, огородни­чества, хлебопашества, технических культур, скотоводства /осо­бенно овцеводства/ охоты и ремесел.

Не случайно после присоединения Крыма к России земли Салгирской долины были розданы дворянам, приближенным царя.

14 тысяч десятин лучших земель Салгирской долины”полу­чил князь Долгорукий” , куда вошли земли вместе с селом Эски-Сарай. Кильбурун стал имением Муравьевых, из семьи которых впоследствии известным дворянским революционером стал Ники­та Муравьев.

Политика царского самодержавия была направлена на закре­пощение местного населения. В результате, густозаселенная цветущая область после присоединения к царской России приш­ла в запустение.

“Несмотря на обещание Екатерининского Манифеста /имется в виду манифест от 8.П.1784 года/ о присоединении Крыма/ о сохранении всех прав новых поданных России, раздавались в качестве пустопорожних земли,, заселенные татарами и принад­лежащие им… Даже более – сохранились указания современников, лиц официальных о том еще, что многие из новых помещиков, которым были пожалованы земли, считали и самих обитателей этих земель своими крепостными или подданными, почему застав­ляли платить и работать, а если они противились – выселяли”.

/К характеристике экономического положения населения Тав рической губернии. Изд. Земской управы, г. Симферополь, 1902 г., стр. 5/.

Политика жестокого угнетения местного населения,не знавшего раньше барщины, вызвала широкую волну эмиграции татар в Турцию.

Опустевшие татарские села стали заселяться русскими, украинцами и другими. Многих из них переселили новые хозяева земель из своих родовых имений.

В село Кильбурун был завезены Муравьевыми крепостные крестьяне, в Эски-Сарай, Чалман и Татар- Чалман приехали час­тично и свободные крестьяне.

Однако ни те, ни другие земельных надело в не получили, так как пригодных земель для хлебопашества в долине было ма­ло, а государственные земли были низкого качества.

Села не росли, а уменьшались. В течение первой половины XIX века количество дворов в Эски-Сарае сократилось с 27 до 5, в Ички-Джалмане /так стало называться село, слившееся из Чалмана и Татар-Чалмана/ с 24 до 3 дворов; только Кильбурун вырос с 9 до 15 дворов.

/Данные на 1864 год взяты из “Списков населенных мест Российской империи. С-П-Б. 1865 г., Таблица/.

Жизнь крепостных крестьян и свободных арендаторов в на­чале XIX века была исключительно тяжелой. Не имея своей зем­ли /крепостные имели наделы, не превышавшие 50-60 сотых деся­тины/ крепостные крестьяне были переведены на месячину, сво­бодные крестьяне перебивались случайными заработками на пе­ревозке грузов на Южный берег или вели заготовку дров для го­родов Крыма.

Жительница села Ирина Сергеевна Кузнецова, которой сейчас более 90 лет, рассказывает о тех постоянных жалобах своих ро­дителей – дворовых помещика Перовского, которые отображают нищету крестьян и своеволие угнетателей. Память ее сохрани­ла рассказ о помещике Перовском /дед Софьи Перовской/, кото­рый любил наказывать крестьян за малейшую провиную. На старос­ти помещик ослеп, а свою привычку истязать крепостных не ос­тавил и всегда присутствовал при экзекуции. Правда, слепого помещика часто обманывали, заставляя крестьянина сильнее кричать, хотя его и не били.

Состояние крайнего упадка крестьянских хозяйств усилива­ло дух народного протеста. Среднегодовое число крестьянских волнений в 1813-25 годы увеличилось в три раза. В Тавриче­ской губернии частые случаи беспорядков в Днепровском уез­де, где было много беглых крепостных, возроптало войско, набира­емое из крепостных крестьян.

Волна массового крестьянского движения, противоречия в экономической жизни страны вызвали тревогу и среди имущих классов.

Среди дворян-заговорщиков был и владелец Кильбуруна /часть нынешнего села Пионерское/ Никита Муравьев – руково­дите ль “Се верно го общества”, который участвовал в умысле не цареубийство…, предполагая изгнание императорской фамилии; участвовал вместе с другими в учреждении и управлении тайно­го общества, “в составлении планов и конституции” М. 150, on. I д. I, л. 7. Приговор по делу декбристов. КОПА/.

Документов о деятельности в Крыму Н.Муравьева не сохра­нилось, но известно, что как “преступника первого разряда” Верховный уголовный суд по делу Декабристов приговорил его к “смертной казни отсечением головы”.

В указе Верховному уголовному суду царь “помиловал” ка­питана Никиту Муравьева “двадцатью годами каторжных работ, а потом вечным поселением”.

/ФЛ50, оп. I, д. I., л. 29/. Приговор по делу Декабрис­тов. КОПА/.

Царское правительство конфисковало   имущество декабриcтов и передало его другим “верноподданным” дворянам. Так име­ние Кильбурун оказывается в руках губернатора Крыма К.И.Пе­ровского, который построил себе в Кильбуруне дворец-дачу.

Тяжелое положение жителей сел усугублялось еще и тем, что их, помимо барщины, сгоняли на работы по строительству “царских” дорог на Южный берег от Симферополя; частые постои войск, перевозки грузов в годы Крымской войны.

Продолжение



Написать ответ

Вы должны войти в систему чтобы оставить комментарий.